| 
 
 Преподобный Лонгин был 
основателем Николаевского Коряжемского монастыря. Прежде поселения своего 
у речки Коряжемки преподобный Лонгин подвизался в обители преподобного 
Павла Обнорского, или Комельского. Он прибыл в эту обитель в молодых летах, 
прошел там длинный ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и 
приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что стал всем известен как 
старец испытанный и достойный искреннего почитания. У него был друг и 
собеседник в соседнем Корнилиеве монастыре — инок Симон, сольвычегодский 
уроженец. Многолюдные общежития Павловой и Корнилиевой обители и 
возраставшее к ним внимание братии тяготили скромных иноков Лонгина и 
Симона. Они стали склоняться к мысли об уединенных подвигах вдали от 
многолюдного братства. Можно предполагать, что Симон охотно вспоминал в 
этих беседах о своей родине и восхвалял ее уединенные пустынные места, 
весьма приспособленные к жизни отшельнической. Посему два друга 
оставили свои монастыри и пошли искать себе для жительства такое место, где 
бы, не развлекаясь ничем, неведомо для людей, всецело посвятить себя на 
служение Богу. Преподобный Лонгин нес с собою деревянный крест, который ему дали 
в благословение от обители. Это произошло в 1535 или в 1537 гг. Спустившись 
водою от Вологды до Устюга, странники скоро достигли Сольвычегодска и на 
некоторое время остановились в тамошнем Борисоглебском монастыре, а потом 
отправились в дальнейший путь. Выйдя из города, они пошли вверх по левому берегу 
реки Вычегды и, дойдя до устья речки Коряженки, остановились на ее берегу в 
глухом лесу. Здесь они построили сперва келлию, а потом и 
часовню. Однако блаженный Симон 
недолго пробыл с Лонгином при устье Коряжемки. Пособив старцу устроиться, 
он пошел далее по Вычегде, на речку Сойгу, за 60 верст от Коряжемки. Преподобный 
Лонгин остался один и весь предался богомыслию, дни и ночи проводя в молитвах и 
псалмопении. Скоро весть об отшельнике разнеслась по окрестностям, и к нему 
стали приходить люди, желавшие разделить с ним пустынные труды. Напрасно старец 
сперва пытался всем отказывать, представляя трудность жизни в пустом месте, 
совершенное отсутствие средств к пропитанию и свое желание жить одному в 
уединении и богомыслии. Такие речи еще более располагали к нему приходящих, 
так что построенная им часовенка уже не могла вмещать всех поселившихся возле 
него пустынников и надобно было позаботиться о построении молитвенного помещения 
более обширного. Братия стали просить старца вместо часовни соорудить церковь и 
учредить при ней правильное общежитие. Не так думал, не того желал 
преподобный Лонгин для себя самого. Однако он принял желание братии за указание 
свыше, и не решился инок, давно отрекшийся от своей воли, противиться воле 
Божией. Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и другие 
необходимые для общежития службы — так сложилась обитель Коряжемская, а 
преподобный Лонгин был в ней игуменом.
 Время недолгого 
управления его новой обителью богато примерами неусыпных трудов его и 
духовной опытности. Преподобный Лонгин, несмотря на свои уже немолодые годы, 
старался всех превзойти подвижничеством и трудами. Еще доселе сохранился 
выкопанный им колодезь, устроенный в самой братской трапезе, а ныне стоящий 
возле храма на открытом месте; цела и жесткая власяница, которой он изнурял 
свое постническое тело. Блаженная кончина 
преподобного Лонгина последовала 10 февраля 1540 г. Умирая, смиренный старец заповедал ученикам своим 
похоронить его при входе в храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви 
попирали его могилу. Братия не смели ослушаться завещания и погребли своего 
игумена «у лестницы папертныя», там, где он 
приказал. Но Господь вскоре, еще 
при жизни тех, которые погребали преподобного Лонгина, прославил тело его 
нетлением и чудесами. В 1557 году устюжский воевода князь Владимир 
находился в сильном расслаблении и не мог двинуть ни рукою, ни ногою; болезнь 
его была так упорна, что лекарства не приносили больному ни малейшей пользы. 
Находясь в столь безнадежном состоянии, воевода однажды увидел во сне старца, 
который сказал ему: «Князь Владимир, если хочешь быть здоров, молись Богу и 
обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре и прикажи игумену и братии 
перенести на иное место тело начальника того монастыря игумена Лонгина. Ибо 
неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне 
находится». Явившийся старец подробно рассказал, где 
находится тело и куда перенести его. Пробудившись от сна, воевода весьма дивился 
необычайности и ясности своего сновидения и решился немедленно отправиться на 
Коряжемку. По прибытии в монастырь он 
сам указал место, где был погребен преподобный, и куда следовало 
перенести его, хотя до того времени не только никогда не бывал в монастыре, но 
даже и не слыхал о нем. Когда, по его словам, гроб преподобного Лонгина был 
вынут из могилы и перенесен в новую, близ северной стены церкви, князь тотчас же 
сделался совершенно здоровым, как будто не подвергался болезни. Радуясь и 
благодаря Бога и Его угодника за свое чудесное исцеление, он рассказал 
игумену и братии о бывшем ему сновидении и приказал над гробом преподобного 
устроить палатку или часовню. Когда слух об исцелении воеводы разнесся в 
народе, многие стали приходить в монастырь и служить над горбом 
преподобного панихиды, и все приходившие с верою получали исцеление от 
болезней.
 Поразительное чудо произошло в 
Коряжемском монастыре 11 февраля 1618 г. Игумен Феодосий с иеромонахом 
Дионисием, священником Гавриилом и дьяконом Филиппом совершали соборную панихиду 
в гробовой палатке; тогда инок Иродион 
внезапно увидел среди служащих старца с сияющим постническим лицом и 
круглой седой бородой, в светлых и драгоценных священнических ризах. Во все 
время совершения панихиды Иродион пристально смотрел на него, удивляясь 
внезапному его появлению между служащими и думая, кто бы это был, ему 
неизвестный? Еще более он был поражен, когда по окончании панихиды старец стал 
невидим. Когда Иродион тут же перед всеми с клятвой объявил о своем видении, то 
все признали, что это был сам преподобный Лонгин, и стали усерднее 
отправлять по нем панихиду. Агриппина, жена сольвычегодскаго кузнеца 
Василия Худоногова, страдала падучей болезнью. Болезнь усиливалась, улучшения 
неоткуда было ждать. Женщина дала обет сходить в Коряжемский монастырь и 
поклониться гробу преподобного Лонгина. Исполняя обет, больная все время 
пребывания в монастыре проводит за молитвой в гробовой палатке. Однажды, когда 
она с особенным усердием и многими слезами молила преподобного о своем 
исцелении, внезапно ее ударило о землю и так сильно, что она казалась 
умершей. Мало-помалу, как бы пробуждаясь от тяжелого сна, Агриппина начала 
двигаться, приходить в сознание и наконец села, чувствуя себя совершенно 
свободной от страшного недуга. Заявив о 
своем исцелении игумену и братии, она в благодарность 
за полученную помощь, дала обещание три раза в год приходить на поклонение ко 
гробу преподобного Лонгина. Другая женщина Анна, жена крестьянина 
Пачеозерской волости Антипы Надозерского, подверглась отравлению. Злые люди, 
покушавшиеся на ее целомудрие и отвергнутые ею, дали «ей отраву смертную, 
чтобы не видеть красоты ее». Невозможно описать тех мучений, какие выносила 
несчастная женщина. Боль в животе доводила ее до умоисступления. Облегчить 
болезнь ничто не могло. Вспомнила больная о преподобном Лонгине и стала просить 
мужа отвезти ее в Коряжемский монастырь. Вслед за тем она подверглась 
страшному припадку, во всем теле ее не осталось места, каким бы она не 
билась и не страдала. В то же время ей явился старец и обещал исцеление, если 
она исполнит намерение поклониться гробу преподобного Лонгина. Очнувшись, она 
рассказала о видении мужу, а тот поспешил везти ее в обитель. Здесь в церкви с 
ней возобновился припадок, а когда вели ее ко гробу преподобного в палатку, то 
она ударилась о землю и долго лежала как мертвая; пробудившись, она поднялась 
здоровой и со слезами громко благодарила Бога и угодника Его преподобного 
Лонгина. Устюжский священник Гавриил от церкви 
великомученицы Варвары был долго нездоров ногами, так что совершенно не мог 
ходить. После бесплодного лечения у разных врачей он попросил отвезти его в 
Коряжемский монастырь. Здесь он был помещен в келлии против дверей гробовой 
палатки. Однажды днем больной, выползши из келлии в сени и приоткрыв наружную 
дверь, читал канон преподобному, со слезами прося себе исцеление. Во время 
такой молитвы он вдруг слышит голос: «Гавриил, Гавриил!» Взглянув на часовню, он 
увидел на дверях ее преподобного в блестящих священнических ризах и 
призывающего его к себе. Больной напрягал все свои силы, с великим 
трудом и нестерпимой болью в ногах полз к часовне, но когда он достиг 
часовни, там никого уже не было. Священник припал ко гробу преподобного, молился 
и во время молитвы выздоровел. Весною 1646 года крестьянин Лупп 
Опухлянов из монастырской деревни Емышева поранил себе руку топором. В досаде и 
ярости он начал сквернословить, проклинать тот день и 
богохульствовать. Не успокоившись, побежал он из дома в лес и там почувствовал, 
что слабеет, теряет сознание. Едва-едва добрался он домой. Долго болел 
крестьянин. Болезнь его усилилась. Ждали, что он умрет, и уже напутствовали 
его Святыми Тайнами. Но вот — это было 2 мая — он забылся и видит, что вошел к 
нему светообразный старец, укорил его за 
хулу на Бога и настаивал, чтобы он молился Богу и Пречистой Его 
Матери и пошел в монастырь на поклон ко гробу преподобного. Родные думали, 
что Лупп уже кончается, а он, очнувшись, рассказал о видении, начал поправляться 
и скоро пошел в монастырь совершенно здоровым. Почитание преподобного благодаря 
многочисленным чудесам распространялось. Епископ Вятский и Великопермский 
Александр, бывший ранее (с 1643 по 1651 гг.) игуменом Коряжемского монастыря, 9 
мая 1665 года приказал заложить в монастыре каменную церковь в честь 
Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая, давал 
средства на построение, а 9 февраля 1671 года освятил уже эту церковь. Место 
погребения преподобного Лонгина пришлось теперь внутри церкви, при северной 
стене, и над ним устроена была гробница, украшенная позолоченной резьбой и 
покрытая пеленой с вышитым изображением преподобного и сказанием о 
перенесении мощей его. Усердный почитатель преподобного Лонгина епископ 
Александр составил ему и службу. Память Коряжемского подвижника празднуется 
местно. Празднование преподобному Лонгину установлено епископом Вологодским 
Онисифором, который занимал кафедру с 1114 по 1827 
гг. |