ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ 
ВИШЕРСКОГО
 
(память 1/14 октября) 
 Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине 
Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из 
благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями. 
Еще в самых юных летах Савва отличался добродетельной жизнью; нося мирскую 
одежду, он подражал иноческим подвигам, молился, постился, как совершенный 
инок, и усердно ходил в храм Божий. Движимый любовью к Богу, Савва решил принять 
иноческий образ и стал проводить суровую монашескую жизнь в некоторых 
из тверских монастырей, безропотно исполняя различные монастырские 
послушания: на поварне, в хлебопекарне и в других службах. При сем он 
отличался необыкновенным смирением. Братия Саввинской Тверской 
пустыни, где он вскоре поселился, настолько полюбили Савву и стали уважать его 
за подвижническую жизнь, что имели его посреди себя как бы Ангела Божия и избрали его себе во игумена. Бояре и все жители той страны 
стали почитать его как святого, и молва о 
его смирении, воздержании и других великих добродетелях далеко 
разнеслась кругом. Но преподобного тяготила слава человеческая, и он, 
избегая ее и ревнуя о высших подвигах иноческих, отправился около 1411 года на 
далекий Афон, прославленный святой жизнью своих подвижников, и там 
совершенствовался в духовной жизни. Неизвестно, долго ли он пробыл на Афоне, но 
впечатления Афона надолго остались в душе, как это увидим по жизни; известно 
также, что он принес с собой с Афона в Россию список Кормчей книги, которым 
пользовался потом Вассиан, архиепископ Ростовский. По возвращении с 
Афона прп. Савва странствовал в виде бедного инока по обителям Новгорода, 
отыскивая себе место для уединенного 
пребывания. В семи верстах от Новгорода, на р. Вишере, понравилось ему тихое место. 
Он поставил крест, а вблизи хижину, и стал подвизаться отшельнически. Здесь 
видна живая память об афонском отшельничестве. Но узнав, что его подвиги 
известны новгородцам, прп. Савва удалился на реку Сосницу. Новгородский 
архиепископ Иоанн (на кафедре был с 1387 по 1415 гг.) пожелал видеть 
преподобного и отравился в пустыню. Блаженный Савва, одетый в рубище, встретил архиерея еще 
на пути и с глубоким смирением пал перед ним на 
землю. Архиепископ благословил преподобного, считая его обыкновенным странником. 
Только у своего жилища святой поведал, что он — грешный Савва. Святитель 
подивился его смирению. Разделив с ним пустынную трапезу и насладясь духовной 
беседой его, архиепископ Иоанн прислал потом свои дары для пустыни 
Саввы. Вскоре у преподобного Саввы появились ученики, и он 
задумал основать в своей пустыни обитель. Не стерпел сего лукавый враг рода 
человеческого и, побуждаемый завистью к нему, внушил разбойникам причинить 
преподобному зло. Думая, что у него есть какое-нибудь имущество, они пришли 
к нему со злым намерением. Савва строил в это время келлию. С ложным смирением 
разбойники стали просить у старца благословения. Но он прозрел их коварный 
замысел и то, что они разбойники. И вот он обратился к ним с следующей просьбой: 
«Детки! Окажите любовь, помогите мне поднять дерево на стену». При этом старец 
велел им взяться за тонкий конец бревна, а сам взялся за толстый. Разбойники 
никак не могли все вместе поднять своего конца, а 
старец, с Божией помощью, легко один поднял дерево на стену. Пораженные сим, 
разбойники переглянулись между собой со стыдом и страхом, поспешили уйти от 
преподобного, боясь, чтобы из-за него им самим не потерпеть какого-либо 
вреда. По случаю спора, поднятого иноками Лисичьего монастыря за 
землю, прп. Савва обратился к начальникам Славянского конца с просьбой 
отвести ему место на реке Вишере для пустынной обители, и они с любовью отвели. 
И по благословению блаженного архиепископа 
Симеона уже в 1418 году преподобный построил деревянный храм в честь 
Вознесения Господня и келлии для братии. По устроении обители в честь Вознесения Господня святой 
Савва поставил себе столп и на нем проводил всю седмицу в посте и молитве, а в 
субботу сходил со столпа, причащался Святых Таин, молился с братией и 
разделял трапезу. После душеполезного поучения он вновь восходил на столп и 
снова подвязался до следующей субботы. Живя на столпе, преподобный своими 
молитвами охранял обитель. Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы 
ограбить его. Преподобный стал стучать жезлом по стене. Услыхав стук, объятые 
страхом, разбойники убежали и с того времени более не подходили к 
монастырю. Пребывая в подвигах, преподобный Савва на восьмидесятом 
году заболел. Готовясь к кончине, святой призвал братию и обратился к ней с 
душеполезными наставлениями, призывая их твердо и неизменно пребывать в 
Православии и соблюдении 
иноческих обетов и возрастать в смирении. Перед кончиной 
преподобный заповедал своим ученикам: «Когда душа моя разлучится с 
телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных 
обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте 
земле». Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 1 
октября 1460 года. Вскоре после кончины преподобного монастырь и столп его 
сгорели; но часовня над гробом Саввы уцелела среди пламени. Это было первое 
чудо, в котором Господь указал в почившем 
Савве угодного Ему раба. Потом некто Захария увидел во сне старца, который 
говорил ему: «Если хочешь увидеть Савву, иди за мною и увидишь». Захарии 
казалось, что он пошел за старцем, дошел до гробницы преподобного, увидел 
несколько святителей и между ними преподобного Савву, который сказал ему 
несколько слов назидания. Настоятель Саввиной обители Геласий заболел от отравы; 
в крайности своей обратился он с молитвой к преподобному Савве; задремав 
потом, увидел он старца в светлой одежде, молящегося в церкви, и, пробудясь, 
нашел себя совсем здоровым. Новгородский святитель Иона, узнав о чудесах 
преподобного, приказал написать икону преподобного Саввы, составить в честь его 
службу и описать житие, что и было исполнено просвещенным иноком Пахомием. В 
летописи читаем, что осенью 1522 года освящен был в Саввиной пустыни каменный 
храм Покрова Богоматери над мощами преподобного: «Ту и гроб преподобного Саввы 
Вышерского», — замечает она. От гроба его продолжали истекать исцеления, и 
преподобный Савва известен был с именем Новгородского 
чудотворца. Под руководством Саввы образовались люди 
высокой жизни. Ученик его Андрей, принимавший после него начальство 
над обителью, до того изнурил тело свое постом и бдением, что у него остались 
только кожа и кости; преподобный Ефрем Перекопский также был учеником 
его. Местное празднование было установлено при 
Новгородском архиепископе Ионе (+ 1470 г.) в связи с исцелением игумена 
Савво-Вишерского монастыря. Общецерковное прославление преподобного Саввы 
состоялось на Московском Соборе 1549 года. «Не прельщайтесь, — говорит нам жизнью своею святой 
Савва, — Бога не обманешь: что посеет человек, то и пожнет. Да 
не унываем, делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6, 7, 
9).  |