ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ 
РОМАНА
 
РЯЗАНСКОГО
 
(память 19 июля/1 августа)
 Святой благоверный князь Роман Олегович 
Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую 
землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, 
заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого 
равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети 
князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук 
Константина Владимир Святославич был примером бескорыстия и самоотвержения, 
святой Муромский чудотворец Петр (+1228; память 25 июня/8 июля) также был 
внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский 
монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли 
в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман 
умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом 
исповедничества. Детство и юность святого князя Романа 
пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило 
отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он 
лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, 
что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как 
уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен 
епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в 
Муром. Лишенный родных и крова, святой князь 
Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и 
страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому 
обычаю, церковное. Начало премудрости — страх Божий — полагалось в основание 
жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламенел 
любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, 
любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего 
страстотерпца и исповедника. Когда отец вернулся из татарского плена, 
благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня 
Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней 
верой и благотворительностью. Трое сыновей — княжичи Феодор, Ярослав и 
Константин — воспитывались в благочестии и страхе 
Божием. 20 марта 1258 года, после кончины отца 
князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь 
Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время 
медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление 
княжеством  с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати 
тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых 
разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался 
облегчить участь разоренного народа. Словом и примером совей жизни он внушал 
окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани 
(баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от 
насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану 
Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую 
веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на 
суд. Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться  в 
Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его 
любивших. Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между 
сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В 
Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти 
многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению 
хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В 
порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: 
“Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати 
веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Христианин 
есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера погана 
есть”». Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя 
непреклонность устремились на него и начали бить немилостиво. «Христианин 
есть, — восклицал князь, осыпаемый ударами, — и свята воистину вера 
христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, 
бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, св. 
князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, 
бывшая одной из основных добродетелей его жизни, поддерживала 
страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений. 
Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жребий его уже был 
решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа. 
С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни. 
Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского 
смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим, 
очистившимся в горниле искушений. Исповедник Христов не страшился 
умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей — смерть 
медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу 
своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им 
гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи 
глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена 
страдальца, св. страстотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и 
ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от 
главы его и копие возоткнуша». Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь рязанский Роман 
Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи 
мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там  с 
благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. 
Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось 
сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым 
мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (+421; память 27 
ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие 
Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем 
черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную 
христианскую веру». В 1812 году, в день памяти благоверного 
князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память 
об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ 
святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался 
так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи 
тонкою волною,  в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая 
рука простерта на молитву, а левая держит город с 
церковью». С 1854 года совершается в Рязани крестный 
ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в 
честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского 
кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во 
имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной 
литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь 
страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, 
исповеднику, защитнику православной веры.  |