Аудио версия


Макарий Жабынский, преподобный


В этот же день празднуется память святых:


Преподобный Макарий подвизался в начале XVII века в пределах нынешней Тульской губернии. Он известен как возобновитель разоренной Жабынской пустыни, почему и называется ее «возградителем». Сведения о нем, как пись­менные, так и устные, очень скудны. Неизвестно, откуда преподобный был ро­дом и в какой обители положил начало своей подвижнической жизни. Пись­менные сказания называют преподобного уже священноиноком, подвижником Жабынской пустыни. Пус­тынь эта получила свое начало, как общежительная обитель, в 1585 году, когда старцу Онуфрию была пожалована грамота царя Фео­дора Иоанновича, которой давалось «старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни... лужок церков­ный села Спыхова... ему ж дан бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строе­ние и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу». Вместе с угодь­ями старцу было дано несколько деревень. По той же дарственной гра­моте Онуфрий должен был «на том Жабынском городищи храм воздвиг­нуть Вве­дения Пресвятой Богородицы и мона­стырь строить». Это обязательство было испол­нено Онуфрием, и храм Введения Пресвятой Богородицы был воз­двигнут. Пустынь стала называться и доселе именуется Введенской — по имени главного храма, Белевской — по близлежащему городу и Жабынской — по име­ни колодца Жабынца. Но обитель не могла долго процветать, чему пре­пятствовало само положе­ние ее на границе Московского государства. Благодаря последнему обстоятельству мона­стырю приходилось много терпеть в XVI веке от лихих набегов крымских татар, а в начале XVII века — и так называемое литовское разорение — от частых набегов и грабежей польских и литовских отрядов, опустошавших под предво­дительством Лисовского этот край и Белевский уезд. Быть может, в один из таких набегов была разграблена и Жабынская пустынь, прекратившая поэтому на время свое существование. Разграбленная, разоренная и окончательно запустевшая Жа­бынская обитель своим восстановлением обязана трудам преподобного Макария, ее «возгра­ди­теля», избравшего ее местом для своих иноческих подвигов и проведшего здесь большую часть своей трудолюбной жизни. Дни и ночи укрепляясь молит­вою, проводил преподобный Макарий в непрерывной борьбе с искушениями от диавола и плоти и в непрестанных заботах и трудах по восстановлению оби­тели. Господь Бог благословил великие труды и молитвенные подвиги Своего угодника, и обитель снова процвела. «Стражда в терпении иночески плотию», претерпевая «мраз, зной, в алчбе и жажде», преподобный снова устроил монас­тырь и собрал братию. Своей святой жизнью подвижник подавал братии пример для подража­ния. В конце жизни, закончив устроение обители, он уже схимником подвизался на кладезе Жабынце: «крайняго смирения не оставль в житии сво­ем, великий ангель­ский образ приял», как поет канон ему. Здесь в уединении старец всецело посвятил свою жизнь служению Богу, проводя дни в умной молитве и в духовных подвигах. В пламенной, исполненной горячей веры, мо­литве и в подвигах измож­дения плоти преподобный почерпал силы для борьбы с искушениями, какие неизбежно приходится терпеть от врага спасения рода человеческого всем подвижни­кам, ищущим высших степеней нравственного совершенствования. И «плотию стражда», преподобный «врага человекоубий­цу диавола под нозе свои покорил». Скончался преподобный Макарий 84 лет от роду в 1623 году, 22 января, «в нощи, в куроглашение». Погребен он учениками своими в воссозданной им обители, близ монастырского храма в честь Введения Пресвятой Богородицы.

Мощи преподобного Макария, по преданию, первоначально почивали от­крыто. Вследствие запустения обители в начале XVIII века они были положены под спудом, но где именно, в каком из храмов обители в точности неизвестно. Пре­дание говорит, что в 1816 году, когда на место деревянной ветхой строили новую церковь и рыли яму для бута, был найден вполне сохранившимся гроб преподобного Макария и с подобающею честью опущен под алтарь новосоздан­ного храма. В настоящее время в храме во имя преподобного Макария Жабын­ского, построенном на месте бывшей Никольской церкви, между правым при­делом во имя святителя Николая Чудотворца и правым столпом можно видеть на возвышении, под деревянным с позолотою балдахином гробницу с изобра­жением препо­добного Макария, перед которой постоянно служатся молебны. На этом месте, по преданию, и почивают мощи преподобного.

Господь Бог, «препрославленный старцем в житии его, препрославил» и Сво­его угодника — преподобного Макария, «в чудесах и доныне сияющего».

Существует следующее предание о чуде, совершившемся по молитвам препо­доб­ного Макария еще при его жизни. Один польский воин, отставший от сво­их полчищ, встретил в лесу около монастыря преподобного Макария. Умирая от жажды, поляк попросил преподобного дать ему воды. Старец отвечал, что вода есть, но за ней нужно идти к реке. Поляк сказал, что так далеко идти он не в состоянии. Тогда преподобный со словами, что Господу совершить все воз­можно, ударил посохом по земле, и сейчас же забил ключ чистой, прозрачной воды. Этот ключ получил название «Жабынца».

Много чудес было явлено и много исцелений совершалось и по смерти подвиж­ника при его «цельбоносном гробе», как о том свидетельствует синодик Жабынской пустыни. И в наше время преподобный не оставляет своей помощью с верою притекающих ко гробу его.

Передают о двух случаях чудесных исцелений преподобного Макария. У од­ной женщины опасно заболел мальчик. У него образовалась водянка головы: голова мальчика сделалась огромной по размеру; стала какой-то прозрач­ной, страшной. Горько плакала мать, когда врачи отказались помочь больному; по совету некото­рых благочестивых жителей города Белева она отправилась пеш­ком в Жабынскую пустынь. Горячо молилась несчастная женщина препо­добному Макарию в церкви и на кладезе, где он подвизался. С надеждой после того она возвратилась домой. Пришла — и вдруг ее встречает сын вполне здо­ровым: водянка исчезла и голова приняла обычный здоровый вид; ему ста­ло лучше в то самое время, когда его мать молила о помощи преподобного. Мать сначала была поражена до испуга, затем поспешила вместе с мальчиком в Жабынскую пустынь, чтобы на этот раз уже со слезами радости и словами бла­годарности поклониться преподобному.

Другая женщина сама исцелилась по вере своей через погружение в кладезе Жабынце. Она была опасно больна, так что не могла даже двигаться без пос­то­ронней помощи, и врачи отказались лечить ее. Вдруг у ней явилось го­ря­чее желание ехать в Жабынскую пустынь. Муж долго уговаривал ее не делать этого и не подвергать себя опасности, но она настояла на своем. И по приезде в пустынь, когда она хотела искупаться в кладезе, муж советовал ей не погру­жаться в воду, а только обливаться. Но она с верою в Бога и заступление пре­подобного Макария попросила погрузить ее в воду. На простыни больную погрузили несколько раз; тот час же она почувст­вовала себя лучше и, встав, горячо молилась преподобному Макарию.

Упадок и запустение Жабынской пустыни в конце XVIII века послужило причи­ной того печального обстоятельства, что о самом преподобном Макарии не сохра­нилось не только подробных, но более или менее достоверных сведений. Однако имя Жабынского чудотворца не было забыто; и если дальние богомоль­цы в годы запустения пустыни Жабынской не забывали о ней совершенно, то многие из ближайших к ней жителей всегда свято чтили память ее преподоб­ного покровителя. Благочестивых ревнителей памяти преподобного Макария, от отцов и дедов слы­шавших сказания о жизни и чудесах Жабынского чудо­творца, глубоко огорчало то обстоятельство, что прославление его памяти остав­­лено, что самые сказания и воспоминания о нем, изглаживая из памяти, забываются. И вот, волей Божией, благодаря ревности некоторых благочес­тивых людей из града Белева, после их заботливых ходатайств перед церков­­ной властью прославление памяти преподобного Макария ныне восстановлено. В 1902 году, 22 января, происходило торжествен­ное чествование памяти пре­подобного Макария Жабынского и по всей Туле. С этого времени установлено в Туле и на будущее время праздновать 22 января/4 февраля как день памяти преподобного Макария.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"