| 
 
 Вечно славные и памятные труды свв. 
Кирилла и Мефодия в составлении славянской грамоты, в ведении славянского 
языка при богослужении, в переводе священных книг на родной славянский язык 
положили основание духовному и гражданскому величию славян, их нравственной 
и гражданской самобытности. Переводом священных книг и богослужебных на 
родной славянский язык они положили начало нашему вечному спасению, и в 
этом отношении свв. Кирилл и Мефодий не только наши учителя и апостолы, но 
и отцы: они возродили нас и духовно, научив своими трудами познавать Единого 
Истинного Бога. Родные братья Кирилл и Мефодий 
происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни 
(в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. 
Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его 
монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий сначала служил, как и 
отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его 
воеводой в одно славянское княжество, Славинию, бывшею под греческой державой. 
Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог 
лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и 
пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, 
Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять 
свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на 
гору Олимп, где с большим усердием и смирением старался выполнять монашеские 
обеты, занимаясь при сем изучением священных 
книг. А брат его святой Константин с юности 
своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном 
образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших 
учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха 
Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве 
постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он 
творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой 
Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой 
Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при 
храме Святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в 
один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в 
Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской 
школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, 
что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой 
победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с 
сарацинами (мусульманами). «Не хулите Пребожественную Троицу, — 
говорил христианский философ, — Которую мы научились исповедовать от 
древних пророков. Они же учат нас, что Отец, Сын и Дух суть Три Ипостаси. 
Существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном 
Богом во образ Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. 
Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни 
начала, ни конца, так и Бог — безначален и бесконечен. Как от солнечного круга 
происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и 
исходит Дух Святой. Таким образом солнечный луч, просвещающий всю вселенную, 
есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и являемого в сем мире, солнечная же 
теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога 
Духа Святаго, Который вместе с рождаемым Сыном предвечно исходит от Отца, 
хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например на апостолов был послан 
в виде огненных языков. И как солнце, состоящее из трех предметов — круга, 
светлого луча и теплоты — не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих 
предметов имеет свои особенности: одно есть круг, другое — луч, третье — 
теплота, однако не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три 
Лица — Отца, Сына и Святаго Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, 
но есть Один Бог». Так же ум, слово и дух в человеке отображает образ 
Троицы. По возвращении Кирилл жил некоторое 
время в Константинополе, а затем удалился к брату Мефодию и несколько лет 
разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, проводя время в 
непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. На Олимпе блаженный 
Константин впервые стал заниматься изучением славянского языка. Среда, в которой 
приходилось ему быть, благоприятствовала этому. В обителях, бывших на горе, было 
много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь 
для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, 
почти с детства, все время проводил в греческой 
среде. Вскоре император вызвал обоих святых 
братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути 
они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к 
проповеди. Здесь же проживал один самарянин, 
который ходил к Константину и беседовал с ним о вере. Однажды он принес 
самарянские книги и показал их Константину. Константин выпросил их у самарянина 
и, затворившись в своей комнате, стал усердно молить Бога, чтобы Он помог ему 
изучить их. С помощью Божией Константин скоро и хорошо изучил эти книги. 
Узнав об этом, самарянин воскликнул: «Воистину, кто верует во Христа, скоро 
приемлет благодать Святаго Духа». Он и сын его крестились, приняв Христову веру. 
Здесь же святые братья узнали, что мощи святого священномученика Климента, папы 
Римского, находятся в море и чудесным образом обрели 
их. Там же, в Корсуни, святой Константин 
нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, 
говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его 
языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в 
прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой 
братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в 
Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий 
получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, неподалеку от горы Олимп, где 
он подвизался прежде. Вскоре пришли к императору послы от 
моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой 
послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян 
языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе 
идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и 
молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и 
учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую 
азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться 
богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 
году. После завершения перевода святые братья 
отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить 
богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, 
совершавших в моравских церквях богослужение на латинском языке, и они 
восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться 
лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой 
Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы 
славить на них Бога. Но Давид вопиет: “Пойте Господеви вся земля, хвалите 
Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!” И в Святом Евангелии 
сказано: “Шедши научите вся языки...”» Немецкие епископы были посрамлены, но 
озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. В 867 году свв. Мефодий и 
Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. 
Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий 
отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его 
преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их 
торжественно за городом; Константин поднес ему Евангелие и другие книги на 
славянском языке, и папа, в знак их одобрения, положил их на престол в храме св. 
Марии, а затем по ним было совершено богослужение в нескольких церквях 
Рима. Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные 
братьями книги приказал положить в римских церквях и совершать литургию на 
славянском языке. Находясь в Риме, святой Константин, в 
чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с 
именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года 
равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил 
брату: «Мы с тобой, как дружная пара волов, вели одну борозду; я изнемог, но ты 
не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Святой 
Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его 
на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого 
Климента, где от них стали совершаться 
чудеса. После кончины святого Кирилла папа, 
следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, 
рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого 
апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками 
продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке, 
просвещая свою паству и проповедуя Христа многим другим славянским народам 
(чехам, хорватам, далматам и др.). При этом Мефодию немало приходилось 
переносить неприятностей от инославных миссионеров, и он «многия беды и изгнания 
претерпел». Так, латинские священники вооружили против него немецкого 
императора; по распоряжению Зальцбургского архиепископа с собором Мефодия 
сослали в Швабию, где в течение двух с половиной лет он претерпел многие 
страдания. Освобожденный в 874 г. по приказанию папы Римского Иоанна VIII и 
восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую 
проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу 
(память 16/29 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз 
немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения 
об исхождении Святаго Духа от Отца и от Сына. В 879 г. святитель Мефодий был 
вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте православное учение, 
и был снова возвращен в столицу Моравии 
Велеград. Здесь в последние годы своей жизни 
святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский 
язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила 
святых отцов) и святоотеческие книги 
(Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой 
Мефодий показал на одного их своих учеников, Горазда, и сказал: «Вот муж вашей 
земли, правоверный и хорошо знающий латинские книги. Если на то будет воля 
Божия и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником». Святитель 
предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 
лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и 
латинском; он был погребен в соборной церкви 
Велеграда. К лику святых равноапостольные Кирилл и 
Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память 
равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы 
святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Они были найдены 
русским ученым-исследователем В. И. Григоровичем в пергаментной рукописи 
болгарской редакции в Зографском монастыре на Афоне и опубликованы в 1862 
году. Жития святых первоучителей Словенских были составлены их учениками 
в XI веке. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так 
называемые Паннонские жития. С этими текстами наши предки были знакомы со 
времени распространения христианства на Руси. Их авторами были, очевидно, 
ученики святых Кирилла и Мефодия — епископ Величский Климент и Горазд, которого 
святитель Мефодий оставил своим преемником. Торжественное празднование памяти святых 
первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской 
Церкви в 1863 году. В «Иконописном подлиннике» под 11 мая 
сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченнаго 
Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских, Мефодий — подобием стар, 
власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках 
Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней 
написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по 
ряду». Указом Св. Синода (1885 г.) празднование 
памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же 
указом определено в молитвах, на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на 
отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители 
Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая, архиепископа 
Мирликийского, чудотворца, имена иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, 
учителей Словенских. Для 
православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: 
«Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем литургия Божественная и все 
церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущий в жизнь 
вечную дадеся нам» |