Аудио версия


Иоанн, архиепископ Новгородский, святитель


В этот же день празднуется память святых:


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА,

АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО

(память 7/20 сентября)

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде от благо­честивых родите­лей Николая и Христины. Детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке. С мало­го возраста святой Иоанн посвятил себя Богу
и вел добродетельную жизнь; когда же он достиг совершеннолетия, то был ру­ко­по­ложен во пре­свитера в церкви священномученика Власия, на Софийской стороне. Новопоставленный иерей еще с большим усердием стал служить Госпо­ду, неукоснительно и строго соблюдал все за­поведи Божии. Между тем родители святого Иоанна умерли. И прежде он любил безмолв­ную, тихую жизнь, даже на­ме­ревался принять иноческое пострижение; теперь же, посоветовавшись
с бра­том своим Гавриилом, он решил создать новый монастырь на средства, остав­ленные родителями. Сначала они построили деревянную церковь во имя Пречистой Богоматери, в память преславного Ее Благовещения, и основали монастырь; потом замыслили они воздвигнуть и каменную церковь. Но не без трудностей воплощались их добрые намерения. Не окончив строительство камен­ного храма, братья полностью израсходовали свои средства. Только твердая, жи­вая вера побуждала их продолжать начатое дело. С ней они и обрати­лись за помощью к Царице Небесной, ради Которой начали это богоугодное дело. «Владычица наша! — молились братья. — Ты знаешь нашу веру и любовь к Сыну Твоему и Богу нашему; Ты видишь наше усердие, с коим мы обращаемся к Тебе, Госпоже нашей; молим Тебя, помоги нам достроить сей храм; всю надежду нашу мы возлагаем на Тебя, Богоматерь, не оставь нас, рабов Твоих; Владычице, мы начали строить сей храм, но кончить его сооружение без Твоей помощи
не можем». Так молились они Богородице и изливали перед Ней свое го­ре.
По их неотступной молитве Она явила им Свою милость: пред­сказала во сне, что подаст все необходимое для окончания строительства. На следующее утро святые братья увидели прекрасно­го коня, нагруженного двумя мешками с зо­ло­том. Никто не подходил к нему, и когда братья сняли мешки, конь тут же исчез. Так Божия Матерь послала средства на обитель.

По окончании устройства обители здесь, под покровом Божией Мате­ри, братья и приняли иноческий постриг. Святой Иоанн был наречен Илией,
а святой Гавриил — Григорием. Богоугодно проходила жизнь их в посте и мо­лит­вах, исполненная иноческих трудов и подвигов.

Когда скончался святой архиепископ Новгородский Аркадий, блаженный Илия «князем, собором черноризцев, священников и всем народом» был избран в епископа Новгороду. Считая себя недостойным такого сана, Илия отрекался от него. Усердными мольбами и просьбами все убеждали смиренного инока вступить на престол архиепископский, все требовали сего. Наконец, против своего желания, он повиновался воле граждан и рукоположен был в архиепис­копа Новгородского святейшим Иоанном, Киевским и всея России митрополитом. Он верно пас стадо Христовых овец, живя в святости и праведности.

Летописи говорят о епископском поставлении святого Иоанна под 1162 го­дом. Его первое архипастырское послание было обращено к духовенству и кли­рикам его епархии. Оно проникнуто любвеобильной заботой о пастве, написано в духе отеческого наставления: «Богу и Пресвятой Богородице было угодно,
по вашим молитвам, чтобы я, ху­дой, не отрекался от этого высокого сана, ко­то­рого недостоин. Так как вы сами побудили меня на это служение, то теперь послушайте меня...» Святитель говорил о призвании пастыря — радеть об овцах своих, не только обличать, но и врачевать тех, которые проводят гре­ховную жизнь. «В начале слова моего я прошу вас, не привязывай­тесь силь­но к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят
к вам на покаяние ваши духов­ные дети, то спрашивайте их с кротостью.
На кающихся не налагайте епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не ста­нем делать этого, то чем будем отличаться от простых некниж­ных людей?.. На сирот епитимий не налагайте... Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко...»

В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Нов­городская кафедра стала архиепископской).

Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суз­дальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что нов­городцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области.

В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасе­нии го­ро­да. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спа­сителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поста­вить ее на острове. Наутро святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к ар­хи­епископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и коленях начал молиться пред иконой: «О Премилостивая Госпоже, Дево Богородице, Ты — упование, надежда и заступница на­шему городу. Ты — стена, покров и прибежище всех христиан, посему и мы, грешные, надеемся на Тебя; молись, Госпоже, Сыну Твоему и Богу нашему за город наш, не предай нас в руки врагов за грехи наши, но услыши плач и воздыхание людей Твоих, пощади нас, как некогда пощадил ниневитян Сын Твой за их покаяние, яви и на нас Свою милость, Владычице».

Окончив молитву, святитель начал молебен, и когда клир воспел кондак: «Предстательство христиан непостыдное», внезапно честная икона Пресвятой Богородицы двинулась сама собой. Весь народ, видя такое поразительное чудо, единогласно воскликнул: «Господи, помилуй!» А святейший архиепископ, взяв в руки честную икону и благоговейно облобызав ее, отправился с народом, совершая молебное пение, поднял икону на городскую стену и поставил ее против врагов. В то время неприятели стали все сильнее теснить город, пуская на него тучу стрел. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпа­лись дож­дем. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые свя­титель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отс­ту­пили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода — Знамение Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября/10 декабря).

В одно время святой Иоанн вел духовную беседу с честными мужами —
с игуменами, священниками и благочестивыми гражданами, он рас­сказывал жития святых, говорил много о душеполезных подвигах и между прочим со­общил о своей поездке в Иерусалим, но не называл самого себя, а как будто го­во­рил о ком-либо другом. «Я, — сказал он, — знаю такого человека, который в одну ночь из Новгорода достиг до Иерусалима: поклонившись Гробу Господню и Животворящему Древу Креста Господня, он снова в ту же самую ночь вернулся в Новгород: во время своего путешествия он ездил на бесе, которого он связал своем запрещением, сделав его как бы пленником своим...»

Слушатели сильно удивлялись сему рассказу святого, а диавол скре­жетал зу­ба­ми своими на архиепископа, говоря: «Так как ты рассказал тайну, то на­ве­ду на тебя искушение, что будешь ты осужден своими гражданами как блуд­ник».

И с того времени бес, Божиим попущением, начал действительно строить свои коварные козни святителю, стараясь лишить его доброго имени. Он по­ка­зал людям, которые во множестве приходили к Иоан­ну просить благословения, в келлии святого разные видения: то жен­скую обувь, то ожерелья, то какие-либо женские одежды. Приходящие к архиепископу люди, видя сие, сильно смущались и, толкуя между собой о виденном, говорили друг с другом, что че­ловеку-блуднику недостойно занимать апостольский престол. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес превратился в девицу, которая побе­жала перед народом, как бы удаляясь из келлии блаженного. Видевшие сие закричали и погнались было за де­вицей, чтобы схватить ее, но бес убежал
за кел­лию святого и стал не­видим. Услышав народный крик и шум, святитель вышел из келлии и спросил собравшихся: «Что случилось, дети моя, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожи­данию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, нахо­дившемуся в трех верстах от Новгорода. Ви­дя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. «Господи, не вмени им этого во грех!» — молился он и всем даровал прощение.

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувст­вуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория. Скончался святитель Иоанн 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Со­фийской церкви.

В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в Со­фийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался ка­мень и сильно ударил в крышку стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоуханием.
В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный
в святитель­ские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. «Возвещаю тебе волю Божию, — продолжал святитель, — совершать па­мять о лежащих здесь архиепископах и князьях 4 октября, я же буду молиться Христу за всех хрис­тиан». Память его празднуется также с Собором Новгородских святителей 10 февраля; в 1630 году установлено празднование еще на 1 декабря.

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"