| 
 
 
СВЕДЕНИЯ О ЖИТИИ ПРЕПОДОБНОГО 
ХРИСТОФОРА
 
СОЛЬВЫЧЕГОДСКОГО, 
КОРЯЖЕМСКОГО
 
(память 25 июля/7 августа)
 В 1537 году, когда преподобный Лонгин 
(память 10/23 февраля) поселился при устье речки Коряжемы и стал принимать к 
себе учеников, желавших разделять с ним пустынные труды, блаженный Христофор был 
одним из первых его постриженников и сподвижников. Не дошло до нас, откуда он 
был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню. Но, принимая во 
внимание то, что он пришел к преподобному Лонгину вскоре после его прибытия на 
Коряжему, о чем не могли знать жители дальних мест, надобно полагать, что родом 
он был или из Сольвычегодска, или из ближайших его окрестностей. То 
обстоятельство, что, несмотря на существование монастыря в городе, где можно 
было и принять монашество, и проводить жизнь в довольстве и спокойствии, 
Христофор пришел в пустыню к преподобному Лонгину, показывает, что это был 
человек с глубоким религиозным чувством, с высокими стремлениями и сильным 
духом. Он ищет в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов; 
он идет к Лонгину, у которого ничего не было, который сам не знал, чем будет 
питаться и как будет переносить пустынные труды и лишения, идет, следовательно, 
с зрелым убеждением в суетности всего земного и с твердой решимостью посвятить 
себя на служение единому Богу, Ему одному посвятить все свои мысли, чувства, 
желания и стремления, не ради земного, а ради небесного переносить все 
невзгоды, трудности и лишения пустынной жизни, ее постоянную борьбу с плотью и с 
искушениями духа. Преподобный Лонгин понял и оценил эту твердую решимость, он 
постриг и приблизил
 к себе новоначального инока, стараясь передать ему 
все опыты и наблюдения своей долголетней подвижнической жизни. Преподобный 
желал, чтобы его ученик не по имени только был Христофор, но, по правилу 
иноческому постоянно имея на устах спасительное имя Иисуса, соделал и 
сердце свое жилищем Христа Спасителя. Не напрасны были старания старца. 
Наставления преподобного падали на добрую землю, ученик старался во 
всем подражать своему учителю, возрастая и укрепляясь в духовной жизни. В первые 
годы по устроении монастыря подвижники во всем ощущали недостаток и часто не 
имели самого необходимого. Когда в таких случаях преподобный замечал, что 
Христофор начинает смущаться и сетовать, то, утешая его, говорил, что иноку не 
сетовать, а радоваться тому надобно, как дару небесному и знамени любви Божией, 
что благодушное терпение скорбей и лишений делает инока общником страстей 
Христовых, уподобляет святым угодникам и отличает любимцев Божиих от людей, 
преданных миру, что первые живут в скорбях и нужде, а последние наслаждаются 
довольством и счастьем.
 Недолго суждено было Христофору 
пользоваться наставлениями своего учителя. Преподобный Лонгин, пришедши на 
Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Видя ученика своего еще не 
достигшим совершенства иноческого и по собственному опыту зная, сколь необходимо 
и полезно для новоначальных иноков общежитие, он советовал Христофору и по 
кончине своей оставаться в обители и быть в таком же послушании игумену, как ему 
самому. Любящий ученик исполнил заповедь учителя и еще десять лет подвизался в 
Коряжемской обители. Каждый день по несколько раз он приходил к его могиле, 
вспоминал наставления старца и спрашивал сам себя, так ли он живет и 
подвизается, как был научаем. По мере усовершенствования в иноческих подвигах в 
нем сильнее и сильнее стало развиваться стремление к уединению. Долго он боролся 
с этим желанием, глубоко запавшим в его душу, но не мог его преодолеть и, 
наконец, вышел из монастыря и поселился в лесу, на речке Малой Коряжемки, в 20-ти верстах к югу от 
монастыря. Здесь он стал подвизаться в совершенном безмолвии и уединении, 
часто целые дни и ночи проводил в молитве пред иконой Божией Матери 
Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он 
устроил близ своей келлии часовню.
 Когда 
узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим и 
ставить себе келлии близ его хижины и просили от него пострижения. Многие из 
молившихся в его часовне пред иконой Богоматери получали исцеления от своих 
болезней; это еще более стало привлекать к преподобному как богомольцев, 
так и желавших нести с ним труды пустынножительства, так что святой 
подвижник против воли своей должен был построить храм и принять начальство над 
образовавшейся обителью. Около 1555 года была освящена церковь во имя иконы 
Божией Матери Одигитрии, исцеления от которой стали совершаться все чаще. Кроме 
этой чудотворной иконы в трехстах метрах от церкви открылся целебный 
источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой 
достигла до самой Москвы. В то время находящаяся в болезни супруга Иоанна 
Грозного (1533—1584) Анастасия (1547—1560), услышав о чудесах от иконы 
Пресвятой Богородицы и
 о целебном источнике, пожелала пользоваться 
водою. И по приказанию царя Иоанна Васильевичу прп. Христофор должен был лично 
доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила 
облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по-царски наградил он 
старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Через это его 
обитель еще более сделалась известной и теряла характер пустыни, а блаженный 
Христофор только и думал о безмолвии и уединении. Поэтому сначала, возвратившись 
в монастырь, чтобы не показаться ослушником царской воли, преподобный вскоре 
приступил к устройству обители и храма Пресвятой Богородицы. По окончании же 
постройки в 1572 году он оставил обитель и тайно уединился в неизвестное место. 
Предполагают, что преставился он около 1572—1582 
гг.
 |