Аудио версия


Афанасий Высоцкий, преподобный


В этот же день празднуется память святых:


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ ВЫСОЦКОГО

(память 12/25 сентября)

Преподобный Афанасий Высоцкий (Серпуховской) был одним из учеников прп. Сергия Радонежского. Он родился в семье священника Авксентия из Ново­городской области (Обонежской пятины1)) и в миру носил имя Андрей.

Родителями своими Андрей воспитан был в правилах христианского благо­чес­тия и еще в детстве обучен чтению, письму и церковному пению. С ранних лет полюбил он храм Божий, часто молился в нем, и самое решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во время богослужения. Однажды во вре­мя литургии Андрея поразили слова Господа из дневного евангельского за­чала: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой,
и по Мне грядет
(Мф. 16, 24; Мк. 8, 34); и в этих словах он услышал призыв
к ино­честву. В то время распространилась уже на Руси слава о великом подвиж­нике Радонежском прп. Сергии и об основанной им пустынной Троицкой оби­тели. Под руководством прп. Сергия и пожелал Андрей проходить подвиг ино­чест­ва; пешком пришел он из Обонежья в Троицкую обитель и со слезами упал
к ногам святого старца, прося принять его в число своих учеников. Прп. Сергий исполнил пламенное желание Андрея, принял его в обитель и для испыта­ния наз­начил ему послушание — трудиться на поварне. Проходя это испыта­ние, Анд­рей показал себя благопокорным тружеником и усердным молитвенником,
и потому прп. Сергий постриг его в монашество, дав при этом иноческое имя Афанасий.

Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным по­слу­шанием. «Во все время, пока ты был при мне, — говорил ему впоследствии прп. Сергий, — ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и бра­тии». В то же время Афанасий отличался среди других братией знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг. Он оставил в Троицкой обители много «доброписаний» своей руки и за свою начитанность и любовь к книгам особенно любим был прп. Сергием.

Такой инок способен был не только проходить монастырское послушание, но и руководить других на иноческом пути. И действительно, прп. Афана­сий стал основателем и игуменом одного из первых монастырей, происшедших от ве­ликой лавры Сергиевой, — монастыря Высоцкого Сурпуховского.

Благочестивый князь серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, почитав­ший и любивший монашеский и священнический чин, задумал устроить в сво­ем городе монастырь. Он просил прп. Сергия прибыть к нему для благословения
и основания обители. Исполняя желание князя и видя его усердие к монасты­рям и храмам Божиим, преподобный Сергий с радостью и без замедления при­шел в Серпухов. Преподобный осмотрел и одобрил выбранное князем место для будущей обители, называвшееся Высоким (по своему положению на очень высоком берегу Нары), и своими руками заложил основание храма в честь За­ча­тия Пресвятой Богородицы богоматерью Анной. Это было в 1374 г. Князь Владимир просил у прп. Сергия любимого ученика его прп. Афанасия в игумены нового монастыря. Князь знал прп. Афанасия потому, что Радонежская обитель находилась в его княжестве и он часто посещал ее. Жалко было великому под­виж­нику отпускать от себя мужа, чудного в добродетелях и разумного в Божест­венном Писании. Но склоняясь на просьбу князя Владимира, он отпустил
в Серпухов прп. Афанасия. Благодаря щедротам усердного князя скоро воздвиг­нут был храм обители, устроены братские келлии. Строитель пожертвовал
в обитель все потребное в изобилии: святые иконы, книги, священные сосуды. На высокой горе прекрасно устроенный монастырь был очень красив. Быстро собирались в него братия, и прп. Афанасий, искусный и разумный в управлении монастырем, ввел в обители строгое общежитие. Поэтому монастырь процветал и нравами. В числе первых иноков Высоцкого монастыря был прп. Никон, впоследствии преемник самого прп. Сергия по игуменству в Троицком монас­тыре. Весьма знаменательно то, что когда юный Никон пришел в Троицкую обитель и просил пострижения, сам прп. Сергий направил его сперва в Высоцкий монастырь к прп. Афанасию, сказав, что он получит там наставление в иночес­кой жизни: так ценил великий подвижник духовное руководство прп. Афанасия. После же того, как прп. Никон прошел первоначальный монашеский искус
и удостоился сана священства за свои подвиги, прп. Сергий взял его в свой мо­настырь и перед смертью назначил своим преемником по игуменству.

Прп. Афанасий поучал подчиненную братию как высоким личным примером своим, так и проповедническим словом; свои наставления преподобный брал из творений святых — Василия Великого, Исаака Сирина и других отцов Церкви. По-прежнему, как и в Троицком монастыре, он любил переписывать душепо­лезные книги: эти книги его письма и после него долго хранились в Высоцком монастыре. Заставлял трудиться над перепискою книг и братию монастыря.

Преподобный был в близких, дружеских отношениях с тогдашним Москов­ским митрополитом Киприаном (память 16/29 сентября), который и сам приез­жал в Высоцкий монастырь для освящения каменной церкви, заменившей первоначальную деревянную (эта каменная церковь построена была тем же серпуховским князем Владимиром Андреевичем). Высоцкий игумен и митрополит Московский вели между собою переписку. Когда в 1382 г. митрополит Киприан вследствие неудовольствия на него великого князя Димитрия Донского удалился из Москвы в Киев, вместе с ним на некоторое время уехал туда же и прп. Афа­насий. В 1387 г. митрополит Киприан по вызову Константинопольского патри­ар­ха должен был отправиться в Константинополь. Пользуясь этим невольным путе­шествием митрополита, преподобный решился сопутствовать ему и уже навсег­да оставил свой Высоцкий монастырь. Летопись объясняет нам причину этого решения в таких словах: «Бога ради остави игуменство». Это должно по­ни­мать так, что Афанасий, подобно прп. Никону, вскоре после смерти прп. Сергия оставившему игуменство, возжелал совершенного безмолвия и уединения.
Но оставляя игуменство в Высоцком монастыре, прп. Афанасий передал его
в добрые и верные руки: он вручил управление обителью соименнику своему, им же воспитанному в иноческих добродетелях, Афанасию Младшему, как назывался он в отличие от своего учителя1).

В Константинополе подвижник вместе с митрополитом Киприаном жил
в Предтечевом монастыре, носившем прозвание «Богом богатого», затем подвизался в обители Перивлепто. В одном из этих монастырей св. Афанасий купил себе келлию и право на содержание от монастыря и пребывал, как один из убогих, оставив попечение о настоящем и желая будущего воздаяния. Ког­да митрополит Киприан в 1390 г. приехал снова в Москву и утвердился на митро­поличьем престоле, он много упрашивал прп. Афанасия, чтобы тот возвратился в Россию и принял почетную должность. Но смиренный подвижник решительно отказался от этого и сказал: «Эта келлия моя дороже мне всяких почестей!»

Один из учеников Афанасия в Предтечевом монастыре, сообщивший известие об этом отказе, справедливо восклицал: «О, ум рассудительный! О, взор светлый! Дивлюсь я твоему воздержному житию!»

Проживая в Константинополе, прп. Афанасий не покидал своего любимого занятия — переписывания церковных книг. В 1401 г. он списал своей рукой цер­ковный устав под названием «Око церковное», который много раз перепи­сывался и быстро распространился в России. Послав такой устав на родину, прп. Афанасий, по всей вероятности, следовал своему сердечному желанию со­об­щить в свое отечество такое руководство, которое помогло бы править службу церковную благообразно и по чину (из одного послания к нему митро­полита Киприана, написанного еще в Высоцком монастыре, мы видим, что
и тогда преподобного весьма интересовали многие вопросы, относящиеся
к уставному совершению богослужения). Имея любовь к переписыванию книг, преподобный воспитывал любовь к этому занятию и в других иноках. Так,
в 1392 г. один из учеников по его благословению и совету написал в Предтечевой царской обители Константинополя Сборник отеческих сочинений (400 глав прп. Марка Исповедника, главы прп. Марка, Слово Симеона Нового Богослова, несколько Слов Иоанна Златоуста и Исаака Сирина).

Живя в Константинополе, прп. Афанасий не забывал своего Серпухового монастыря; он прислал в него несколько икон византийского письма, которые и доныне стоят в главном монастырском храме Пресвятой Богородицы над цар­скими вратами.

Прп. Афанасий и в Константинополе пользовался, вероятно, большим по­четом и уважением за свою подвижническую жизнь; переписчик упомянутого выше святоотеческого Сборника именует его «священночестнейшим между иноками». «Прожив в молчании со святым старцем», преподобный «старости глубоце преставился ко Господу» в Константинополе, по всей вероятности,
в первых годах XV в.

Память прп. Афанасия празднуется местно.

 

Месяцеслов ЯнварьМесяцеслов ФевральМесяцеслов Март
Месяцеслов АпрельМесяцеслов МайМесяцеслов ИюньМесяцеслов Июль
Месяцеслов АвгустМесяцеслов СентябрьМесяцеслов Октябрь
Месяцеслов НоябрьМесяцеслов Декабрь
Жития святых АЖития святых БЖития святых ВЖития святых ГЖития святых ДЖития святых ЕЖития святых ЖЖития святых ЗЖития святых ИЖития святых КЖития святых ЛЖития святых М
Жития святых НЖития святых ОЖития святых ПЖития святых РЖития святых СЖития святых ТЖития святых УЖития святых ФЖития святых ХЖития святых ЦЖития святых Ч
Жития святых ШЖития святых ЩЖития святых ЭЖития святых ЮЖития святых Я

Официальный сайт Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыряРадио БлагоМузей органической культурыВремя культуры
(c) 2005-2020. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
(c) 2005-2020. Фонд "Благо"